Бурашников Анатолий Васильевич (1922-1991) Когда в полк пришел новый руководитель - Виктор Выгонов, жизнь механиков закипела с новой силой. Он был увлеченным выдумщиком, любил  совершенствовать отдельные детали планеров. Механики не знали отдыха ни днем, ни ночью. За время полетов они бегали за троссами, потом за планером мчались на машине. Проверяли планер, подцепляли к нему тросс и бежали с другим концом тросса к самолету. А на самолете уже работали моторы, и механикам нужно было быстро, почти вслепую прицепить тросс к замку, расположенному на днище самолета. Однажды Анатолия Васильевича сбил напор ветра от моторов. В ночной мгле стартер не заметил его падения и дал разрешение на взлет. Моторы взревели, и костыль самолета чудом не зацепил его за куртку и не подмял. После полетов, когда другие отправлялись отдыхать, механики оставались на аэродроме в землянке при свете коптилки заплетать оборванные троссы к следующим полетам или на морозе заклеивать хрупкие детали планеров.
Полк Анатолия Васильевича Бурашникова участвовал в десантировании на правый берег Днепра в сентябре 1943 года. Операция подготавливалась спешно, поэтому уже на первое ее этапе были неоправданные жертвы. Анатолий Васильевич принимал в операции непосредственное участие не только как механик, но и как пилот планера - и стал одним из многих пилотов, кто в этой операции пострадал. Он очень радовался, что полетит на задание. Он должен был лететь вместе с Сергеем Барышниковым. И хотя погода была плохая, по мнению синоптиков - нелетная, до места вылета, г. Орел, добрались благополучно. Переночевали, а утром им нужно было лететь в Крапивное, где в планер должны были загрузить пушку с рассчетом, и за Днепр. На аэродроме выяснилось, что буксировать их будет незнакомый им экипаж. Эти летчики с планерами раньше никогда не летали, но сами по этому поводу не переживали: "Подумаешь! С бомбами летали, а у вас как-нибудь дотащу!" И потащил.
Анатолий Васильевич помнил, как они взлетели. Погода опять была неважная. Он лег на чехлы подремать... И вот как будто во сне ему снится, что он проспал боевой вылет. С ужасом попытался вскочить, и не смог - страшная боль пронзила тело. Почувствовал, что ему сделали укол... Ничего не поняв, спросил: "Где я?" Ему ответили, что он в госпитале. Анатолий Васильевич ничего не помнил. Позже он узнал, что его напарник, Сергей Барышников, погиб. А произошло вот что. Погода была нелетная, сильно ветренная. Летчику, видимо, надоела болтанка, и он решил поскорее добраться до места, и увеличил скорость. Планер ее не выдержал. У их планера Г-11 сначала отлетел элерон, потом крыло, и весь планер развалился в воздухе...
После окончания войны Анатолий Васильевич Бурашников поступил в Горьковский университет на радиофакультет, а после 2 курса перевелся на физический. В 1953-43 гг. работал в Китае - преподавал физику в школе для детей советских военнослужащих. Позже работал в чебоксарском филиале МЭИ, был деканом заочного отделения; в ЧГУ - доцент, преподаватель физики и механики. Умер Анатолий Васильевич в 1991 году в возрасте 69 лет.
Бурашников Анатолий Васильевич - двоюродный брат моего прадеда, Мухортова К.К. Он родился в г. Ядрине в 1922 году. Когда началась война, Анатолию Васильевичу было 19 лет. На фронте он служил механиком по обслуживанию планеров в 1-ом отдельном авиапланерном полку ВДВ. Планеры сбрасывали с самолетов и они летели в тыл врага - привозили различные грузы партизанам и действующим в тылу врага воинским частям. Воспоминания Анатолия Васильевича о войне вошли в несколько художественно-документальных произведений (в том числе книгу В.Казакова "Сотвори себя"), поэтому некоторые события его жизни мы знаем в подробностях.
Как я уже сказала, Анатолий Бурашников был механиком. Однажды ему приказали отбуксировать для ремонта планер Г-11. Планер прицепили к трактору и поехали. Дорога шла через лесную вырубку и Анатолий Васильевич попросил другого механика, Никишина, идти около хвоста планера и смотреть, чтобы стабилизатор не зацепился за пень. Но Никишин не доглядел и случилась беда: стабилизатор все же зацепился за пень и напрочь отломался! Тут как раз подошли инженер полка и начальник штаба. Анатолий Васильевич доложил, что планер сломан. На это начальник штаба ответил, что дает Бурашникову 3 дня на починку планера, а если в этот срок планер не будет исправен, то ему грозит военный трибунал (а попросту - расстрел). Планер до мастерской нужно было тащить по лесу около километра и пока трактор его довез, планер был вконец разломан - от его ремонта отказались все мастера! Анатолий Васильевич стал просить мастеров как своих земляков (ведь все они были из Чувашии, из Шумерли!), но они ответили, что проще построить новый планер.
И Анатолий Васильевич с друзьями-механиками вместе стали разбирать поломаные части и соображать, что можно сделать для восстановления. Они не ходили на обед и ужин и работали всю ночь. На другой день кое-что стало получаться - казеиновым клеем склеили заплатки и осколки, склеили заднюю раму. Пригласили для консультации по стыковке стабилизатора с рамой гражданского инженера. Но он говорил такими словами, что его просто никто не понял. И механики решили сделать по-своему. Рассчитывали отверстия в раме, горячо спорили, как надо делать - и все получилось!
Анатолий Васильевич даже не верил, что они смогут управиться за три дня. Но планер был сделан. Инженер полка очень хвалил их. А Анатолий Бурашников после этого попал в санчасть с диагнозом "Психическое и физическое истощение". Но быстро оправившись, сбежал от врачей на аэродром. Там он увидел, что в ЕГО планере копается какой-то человек в гражданском. Анатолий Васильевич чуть не скулаками бросился к человеку, но инженер полка остановил его: "Тише! Это сам конструктор - Антонов". Тот самый великий конструктор О.К.Антонов, создатель самолета Ан-2.
на главную геалогическое древо
Hosted by uCoz